по дорогам Руси

Суздаль: сказка, быль и боль…

     Что такое Суздаль сегодня? Районный центр Владимирской области, городок с 12 тысячами человек населения на речушке Каменке, на карте едва видный … Нет, не то. Стоит лишь вслушаться в его звучное напевное имя - Суздаль - как повеет стариной, родной русской стариной. Экскурсовод нам говорит, что название Суздаль, Суждаль означает "сухая долина". Но мне слышится в этом слове иное - "создал". Ведь сколько шедевров создано на этой земле. Как повествует летопись о князе Юрии Долгоруком, "отверз ему Бог разумные очи на церковное здание, и многие церкви поставил по Суздальской стране". Именно во владимиро-суздальской земле возникла неповторимая школа зодчества. Русь белокаменная - кладезь национальной культуры и воплощение силы духа.


     В последние три столетия облик Суздаля почти не менялся. Потому этот городок называют "музей под открытым небом". Экскурсоводы, видимо, желая поразить иностранцев, даже придумали ещё более эффектное название - "Русский Голливуд". НО русской душе, особенно же душе верующей, чужды подобные эпитеты. Мне, например, стало не по себе от таких кощунственных даже сравнений. А в этих словах - потаённая драма города. Но обо всём по порядку. "Голливуд" - потому что здесь снято множество фильмов о русской старине: "Андрей Рублёв", "Метель", "Женитьба Бальзаминова", "Царская невеста", "Юность Петра" и другие . Улочки Суздаля сохранили тот неповторимый колорит, и, чтобы не разрушался исторический облик города, здесь в настоящее время запрещено строить высотные дома. Смотришь, стоя на остатках крепостных валов, - и всё как на ладони. Кругом купола церквей да маленькие одноэтажные домики.
     В Суздале сохранился кремль, в нём - собор Рождества Богородицы, построенный в ХIII веке святым князем Георгием, сыном Всеволода Большое Гнездо. Огромный, увенчанный пятью главами, а купола - синие со звёздами. Вокруг - голубое ясное небо да нарядный белый искристый снег. Душа радуется, как взглянешь: красота-то какая! Есть в кремле и небольшая колокольня, которую венчает каменный шатёр с куполом - это так называемая "суздальская дудка", типичная для здешней архитектуры. Интересна эта колокольня и своими старинными часами ХVII века - вместо цифр на них буквы. Часы отремонтированы и ходят, поэтому в стенах кремля то и дело раздаётся мелодичный звон: через каждую минуту звучит колокольчик, а когда проходит очередной час, раздаётся целая мелодия. И от этого возникает ощущение, будто попадаешь в сказку, до того всё кругом светло, и как-то по-детски радостно.
     Кремль не единственное сказочное место в Суздале. Ещё один музей нас впечатлил - музей деревянного зодчества и народного быта. На вид это просто маленькое село: две деревянных церкви, несколько изб, колодец, мельница… Кажется, сейчас пойдёт красна девица с коромыслом по воду. Как же такое возможно, ведь на календаре ХХI век? Просто с окрестных сёл привезли сохранившиеся деревянные строения, так и образовался этот музей под открытым небом. И как трогательно красивы деревянные церкви! Их в "селе" целых две. Одна Воскресенская, зимняя, т. е. отапливаемая, другая летняя - Преображенская собор. Строили храмы на Руси из смолистых пород дерева - ели, сосны, = а купола покрывали осиновым лемехом. Осина от влаги не гниёт, а наоборот становится блестящей и приобретает серебристый оттенок, так что кажется, будто маковки посеребрённые. Все деревянные церкви срублены "без единого гвоздя", так как от гвоздей дерево трескается и быстрее начинает гнить. Красивы не только церкви, но и жилые дома. Наши предки и в быту не забывали о красоте. У каждой избы, будь то двухэтажный дом зажиточного крестьянина или одноэтажное жилище середняка, обязательно имеется над окнами резная широкая доска. Мастерство резчиков очень ценилось, ведь их работа ежедневно радовала глаза и хозяев, и прохожих. Полюбовались мы на деревянные церкви, избы, рассмотрели ветряную мельницу и устройство "ступального" колодца, в котором бадья поднимается с помощью огромного колеса, куда должен залезть человек и крутить его, - и отправились в Спасо-Евфимиев моностырь.
     Спасо-Евфимиев монастырь расположен на окраине города и обнесён мощной крепостной стеной. Раньше он представлял собой не только место жития иноков и богомольцев, но и являлся укреплённой пограничной заставой . Сейчас на территории монастыря расположен музейный комплекс. Над воротами монастыря, по древней традиции, расположена Церковь Благовещения. В её украшении видны типичные черты суздальского зодчества - каменное узорочье, резные кокошники над окнами.
     В парке множество людей, слышен и иностранный говор, все любуются красотами русской земли, творениями древних мастеров. Главный собор монастыря - Спасо-Преображенский. Хотя его архитектура и типична для владимро-суздальской школы, - стрельчатые окна, ряд колонн, опоясывающий храм, - но есть у него и своя "изюминка", благодаря которой он остаётся в памяти. Главный купол собора покрыт золотом, а остальные покрашены в зелёный цвет и имеют внизу золотые ободки. Великолепно и внутреннее убранство: в соборе сохранились росписи артели Гурия Никитина, сделанные в XIII веке. Собор оживает, когда под его сводами раздаётся чудесное пение ансамбля "Благовест". "Господи, воззвах", - звучат среди древних стен слова молитвы, и даже студенты, - народ не воцерковлённый,- слушают, затаив дыхание. Чистые голоса сплетаются, возносясь в высоту и в то же время проникая в сердце до таинственных глубин. Кажется, нет уже ни времени, ни пространства, лишь душа пред Богом и звуки, подобных которым просто нет на Земле. Слушать бы часами, но пение умолкает, и мы выходим из собора.
     Нашему взору предстаёт монастырская звонница. Опять в ней чудится что-то сказочное: два небольших купола на башенках, часы, обилие лёгкой, кружевной резьбы и колокола - от мала до велика расположенные в ряд. Светлая гармония есть в сиянии морозного дня и в силуэте белокаменной колокольни. И вдруг, как последний штрих в картине, раздаётся звон. Колокола ликуют вместе с солнечными искорками на снегу. И уж если возник образ живописного полотна, то мне почему-то видится этот день, воплощенный кистью импрессиониста - много света и ликующие звуки, плывущие почти видимо над землёй.
     Остаётся написать ещё об одном монастыре Суздаля, где я побывала прежде, почти за год до этой поездки. Это Покровский женский монастырь. Великолепный златоглавый со шлемовидными куполами Покровский собор и второй храм - поменьше, более тонкий и изящный, с серебристыми куполами очень красиво смотрятся рядом. Но знаменит этот монастырь не только храмами, но и своими знатными инокинями. В Покровский монастырь была заточена Соломония Сабурова, жена Василия III, затем - четвёртая жена Ивана Грозного Анна Васильчикова, позже - первая жена Петра I Евдокия Лопухина. Истории жизни этих женщин хранят древние стены Покровского собора, построенного в начале XVI века, где они и похоронены. Здесь же покоится дочь Бориса Годунова Ксения. Сейчас монастырь является действующим, здесь совершают свой подвиг несколько сестёр. Их подвиг особенно тяжёл в силу следующих обстоятельств: на территории монастыря находится элитная турбаза! Поначалу это даже в голове не укладывается. Просто в советское время построили турбазу: деревянные домики, кинозал, ресторан… А храмы оставили - исторический колорит, интуристам нравится. Когда начали возвращать Церкви то, что у неё было отнято, храмы вернули, а окружающие земли - нет. И как отрешиться от мирской суеты в монастыре, где день и ночь снуют туристы, иностранцы, приехавшие посмотреть русскую экзотику?! Вот и появляются у входа в собор странные надписи: "В храм в шортах не входить!" Дикость, да и только. Где такое возможно? -Только в России, где можно встретить самые немыслимые вещи. Вот и открылась со всей ошеломляющей ясностью потаенная драма древнего града Суздаля. Делают из него музей, "русский Голливуд". Показывают туристам как декорацию к фильмам, словно это город мертвых. А ведь это живой город, люди здесь и трудятся, и любят, и молятся… Так почему стоят осиротело древние святые церкви, в которых звучит не молитва, а говор туристов да голоса экскурсоводов: "Перед вами памятник архитектуры Х111 века…"
     Как странно в Преображенском соборе, вместо привычного иконостаса "проваливаться" взглядом в алтарную часть храма. Как больно видеть ветшающие, с обтёртой побелкой, закрытые на ключ храмы, превращённые в экспонаты. Ведь наши предки строили их, чтобы восхвалять Творца своего, и эти здания должны вызывать благоговение, а не любопытство. Красоту храмов не может по-настоящему почувствовать человек неверующий. Не оценить архитектуру, а пережить встречу со святыней - на это способна лишь душа, ищущая Бога. Для кого-то - уникальный памятник, а для кого-то "живой" храм, дом Божий. Как написал о России архидиакон Роман Тамберг,
          От глумливых и дерзких скрываешься
          И, не зримая в гордых очах,
          Только праведным ты открываешься,
          Только кающимся во грехах.
          Я не хочу осудить кого-либо из туристов. Я лишь хочу заметить, что у всех шедевров русского зодчества и иконописи есть не только внешняя красота, - совершенство форм, - но и красота духовная, внутренняя, которая и порождает внешнюю.

Путешествовала Елена ОРОС

Hosted by uCoz