Поэт Небесной Руси

Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский ВЛАДИМИР

Печатается по: Православный Воронеж. 2004. № 9- 10 (73- 74).

     В предлагаемой статье архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Владимира дана попытка с позиции духовной культуры посмотреть на характерную особенность поэзии Сергея Александровича Есенина (1895 - 1925), которая проявилась в ранних творениях поэта и сохранялась до конца его земного пути, - неразложимое единство фольклорных и христианских начал. Это традиционная особенность, идущая от замечательных произведений древнерусской старины (например, от "Слова о полку Игореве"), приобретает у Есенина особую, сразу узнаваемую тональность народной - лесной, земледельческой и пастушеской - жизни. В данной статье показывается то, как в такой непростой исторической обстановке начала XX века в стихах замечательного поэта возникает видение русского мира, русского дома-храма, Святой Руси. В приложении приводится точный вариант некоторых приводимых автором статьи стихотворений поэта.

Поэт Небесной Руси

Сергей Есенин не мог пройти мимо православной веры.     
Творческий талант - это великий дар Божий человеку.

     Всевышний Творец, создавший все невыразимо прекрасное и великолепное мироздание, таким образом наделяет писателя, художника или музыканта божественной способностью творить красоту. Во вдохновенных своих созданиях человеческий гений соприкасается с вечностью. Вот почему творения литературы и искусства живут веками, украшая и обогащая этот мир, преодолевая времена и пространства, волнуя и согревая сердца новых людских поколений.
     Есенин стремился поделиться тем, что переполняло его душу:

Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.

     Всем известно, как трагично сложилась судьба Сергея Есенина. Он был "сыном страшных лет России" - страшных не только революционной катастрофой, но и предшествовавшей ей духовной смутой. Трагический надлом души поэта произошел еще до того, как власть над Россией захватили большевики. Нельзя без умиления читать ранние письма Есенина родным и близким - такая в них чистота, доброта, трогательная наивность. Но затем гениальный крестьянский юноша попал под опеку духовно изломанной, антиправославной "образованщины", в кружок Мережковского - Гиппиус. Там заразили его маловерием, сомнением и в той Истине Божией, которую исповедовали его родители, которой жил и дышал весь православный народ русский. Позднее Есенин писал своим друзьям --крестьянским поэтам о том, с каким барским высокомерием относились к нему его первые литературные наставники. Их "уроками" отнята была у Есенина та чистая гармония внутренняя, какую дарит человеку святая вера. Некоторые строки его произведений неправославны, даже кощунственны. Но за этими кричащими, на грани истерики, строчками чувствуется боль мятущейся души - они подобны крику испуганного заблудившегося ребенка.
     Надменным литературным "учителям" не удалось втиснуть творчество Есенина в мертвую схему "искусства для искусства". Он вдохновлялся живым чувством - и этим чувством была пламенная любовь к России, к ее природе и народу, обычаям и укладу жизни, ко всему русскому. Поэтому в стихах своих Есенин не мог пройти мимо духовной сути возлюбленной Родины - православной веры.
     Начиная гимн Русской земле "Гой ты, Русь моя родная", поэт второй же строчкой называет ее главные приметы: "хаты, в ризах образа". В его произведениях калики перехожие "поклоняются Пречистому Спасу" и "поют стих о Сладчайшем Иисусе", Матерь Божия "из окошка райского терема" смотрит на Русскую землю, является любимой народом святитель Николай - "Микола" со словами: "Помолюсь схожу за здравье православных христиан", сам поэт высказывает щемящее желание: "Пойду в скуфье смиренным иноком".
     С необычайной силой и трогательностью Есенин воспевает христианские добродетели: милосердие, любовь к матери, любовь к Отчизне. Уже после большевистского переворота устами своего верующего деда он сетовал на поругание святыни: "Вчера иконы выбросили с полки, на церкви комиссар снял крест, теперь и Богу негде помолиться". И трудно, почти невозможно себе представить, чтобы из-под пера неправославного человека мог выйти такой шедевр духовной лирики, как есенинское стихотворение "Шел Господь пытать людей в любви".
     Пережив недолгое увлечение большевизмом, поначалу сулившим крестьянству "земной рай", Есенин начал понимать антинародную сущность большевистского режима. Страдания Родины жгли его душу, все мучительнее и надрывнее становились и его стихи, и его жизнь.
     А с точки зрения властей, Есенин с его искренностью и преданностью России никак не соответствовал казенному облику "революционного поэта". Началась травля. В издевательской "проработке", которую обрушил на личность и творчество Есенина большевистский лидер Николай Бухарин, звучало и обвинение в "церковности". Лишь несколько лет тому назад стало известно, что смерть Есенина отнюдь не была самоубийством: подлой инсценировкой палачи поэта хотели осквернить даже память о нем. Тому же богоборческому режиму, который силился уничтожить Русскую Церковь, оказался неугоден и великий русский поэт.
     Память о Есенине, стихи которого еще до 1940-х годов были под запретом, похоронить не удалось. "Серебряный век русской поэзии", как называют литературоведы начало двадцатого столетия, знал немало искусных мастеров слова, но из всех них лишь Сергей Есенин стал всенародно любимым поэтом: его строки каждый русский человек помнит наизусть; и не только с эстрады, но и на улицах, и в домах, на семейных праздниках и в дружеских собраниях - повсюду звучат задушевные песни на его слова. Великой любовью любил Есенин свою Родину - и взаимным сердечным чувством ответила Россия своему поэту. Так и здесь, в Ташкенте, имя Есенина стало символом русской культуры, а его музей - излюбленным местом собраний русской интеллигенции.
     Даже во времена тотальной атеистической пропаганды продолжали звучать слова "бессмертие" и "вечность". Вечными называли любовь, красоту, память о великих людях, бессмертными - шедевры литературы и искусства, героические подвиги, открытия человеческого разума. Но как же это могло быть при материалистической идеологии? Ведь не только религия, но и наука утверждает, что наш земной мир рано или поздно будет уничтожен. Но понятия бессмертия и вечности сохранялись, потому что какими бы идеологиями ни ослеплялась созданная по образу Божию человеческая душа, в сокровенной глубине своей она знает, что все лучшее в этом мире - любовь и красота, мудрость и благородство, мужество и милосердие - не могут уничтожаться, а восходят в вечность. Ослепленный маловерием, Сергей Есенин восклицал:

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю",
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте Родину мою", -

потому что не понимал, что в раю Божием среди многих обителей сияет в несказанном величии Небесная Русь, со всем тем, что было дорого на земле сердцу поэта, со всеми сокровищами любви, доброты и истины, накопленными веками русской истории; сияет вечная Русь Святая, свободная от страданий и бед, недоступная злу и смерти.      По определению православных мыслителей, религия - путь спасения, поэзия - путь покаяния. Но через покаяние, свершенное даже в последний миг земной жизни, человек тоже может спастись для вечности. В жизни Сергея Есенина было немало грехов и падений, но стихи его, а значит, и душа поэта, дышала искренней покаянной болью, тоскою по свету и высшей истине. Нужно надеяться, что страданиями за родной народ и мучительной смертью от рук палачей открыл путь к духовному просветлению. Великой любовью любил Сергей Есенин родную Россию - да дарует ему Вселюбящий Бог по слову евангельскому: кто много возлюбил, тому простится многое (Лк. 7, 47). Православные люди знают, что лучшей благодарностью поэту за те утешение и радость, которые нам приносят его стихи, будет наша молитва об упокоении его души в Царстве Божием, в Небесной Руси.

Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский ВЛАДИМИР

     P.S. Напомним, что в городе Воронеже существует Общественный музей С. Есенина - Образ, эпоха, истинная жизнь и легенды… (Творчество, друзья и подруги, тайна гибели Сергея Есенина) по адресу: ул. Донбасская, 3 (Вход свободный).

Приложение:


                ***
Шел Господь пытать людей в любови
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом, в дуброве,
Жамкал деснами зечерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: "Вишь, какой убогой,-
Знать, от голода качается, болезный."

Подошёл Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
"На, пожуй … маленько крепче будешь."
                                  1914
           ***
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошенный,
Лес да монастырь.

Избы забоченились
А и всех-то пять,
Крыши их запенились
В заревую гать.

Под соломой-ризою
Выструги стропил.
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?
                    1914


                   ***
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа…
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".
                        1914
            ***
Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса.

Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.

По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льётся пот.

Лица пыльны, загорелы,
Веки выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.
                   1915


<< НАЗАД
Hosted by uCoz