"ПРАВОСЛАВИЕ И МОЛОДЕЖЬ" В ВОПРОСЕ СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА.

(Опыт историко-культурного исследования приходских молодёжных групп, кружков и объединений г. Воронежа).

Коровин Виктор

     Любое изучение различных способов передачи духовных традиций имеет существенное теоретическое, а, особенно, практическое значение в сегодняшнее время. Ввиду культурного многообразия, свидетелями чего становимся все мы, особое внимание уделяется процессам взаимодействия в современных условиях: проявлению активности людей, механизмам протекания межличностных и групповых отношений. В этой связи большой интерес представляют Православные молодежные объединения, на примере которых автор исследования стремится показать то, какую главную роль могут играть в наше время церковные общины (как и семья) в духовной культуре народа.

Вступление


Где, в самом деле, такая пристань, как церковь?
Где такой рай, как наше собрание?
Нет здесь змея-наветника,
Но Христос, открывающий тайны.

Св. Иоанн Златоуст


     В предлагаемом вниманию исследовании мы, задавшись целью изучить принцип деятельности Православных молодежных объединений, намерены выяснить какую роль способны играть такие церковные общины и семья в духовной культуре народа. Именно, исходя из данной установки, особый интерес для нас будут представлять факты всех видов взаимодействий в рамках вышеозначенной области исследования, процессы взаимодействия в современных условиях, а также проявления активности людей, культурного многообразия, механизмы протекания межличностных и групповых отношений. Эти будет продиктована и структура исследования, которая состоит из двух необходимых и взаимосвязанных компонентов:
     1) историко-этнографический раздел;
     2) этносоциологический раздел.
     Таким образом, на текущем этапе культурно-антропологических исследований планируется решение следующей задачи - изучение способов передачи традиций, выявление которых имеет существенное теоретическое и, особенно, прикладное значение в сегодняшнее время. В ходе исследования внимание будет уделено роли малых социальных групп (приходской кружок, семья), члены которых вступают в прямой контакт; хранению, передаче и изменениям традиций, как сфере, остающейся до сих пор не изученной. Между тем именно контактные группы непосредственно осуществляют включение личности в общественную жизнь, хотя действуют при этом лишь как части больших общностей (конфессиональных образований).
     Стоит сразу оговориться, в нашем исследовании мы не намерены заниматься позитивистским схематизированием, тем более построением теоретических моделей для изучения поведения людей. Нет! Исходным пунктом в исследовании для нас должны послужить слова, однажды сказанные Патриархом Московским и всея Руси Алексием II: "Очень важно, чтобы каждый находил свое призвание в жизни. Не случайно говорится: работайте там, где будет работать ваша душа. Но часто молодые люди мечутся даже уже будучи на студенческой скамье, и не имея ясной возможности определить, по какому пути пойти… Вообще, выбор жизненный должна подсказать собственная душа, неслышимый ее, но внятный голос. Идти туда, куда зовет этот голос, и очень часто это голос совести, голос истинного призвания."1
     Так что прислушаемся к наставлению Патриарха и по "голосу совести" в нашем исследовании не станем заниматься сравнительным богословием, либо сравнениями с аналогичными по возрастному критерию молодежными образованьями.
     Кроме того, в виду некоторой сжатости границ исследования, особенно, что касается функций малых социальных групп по воспроизводству традиций, постараемся обойти всевозможные "капканы" противопоставления семьи и общины. Тем более что отыскивать преобладающее значение одной из них в реализации этой функции, на наш взгляд, просто бессмысленно, ибо семья и община реализуют ее в тесном взаимодействии.
     Предпринятые в нашей работе исследования основаны на обширном конкретном материале источников - архивных сборов (авторских книг, научно-публицистических статей) и полевых сборов, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот. Все приведенные данные снабжены указанием на их локальную принадлежность (приход), что позволит использовать их при подготовке историко-культурологического атласа по духовной культуре русских в пределах г. Воронежа.
     Особое место занимают в исследовании три программы (отдела), публикация которых была призвана обеспечить сбор полевого материала по единому плану. Программы, рассчитаны и подобраны непосредственно для нашего исследования: на их основе были построены конкретные опросные листы и анкеты, адресуемые информаторам. Все три программы предполагают комплексное использование нескольких методов сбора материала: опрос лиц в индивидуальных беседах, анкетирование, тестирование, интервьюирование, систематические методы обработки результатов.
     Необходимо также указать на сложности, с которыми мы можем столкнуться в данном исследовании. Сложность заключается в том, что, имея перед собой смысловой ряд: община - социальная деятельность ее членов - их социальное поведение- обряд; но, не имея возможности, мы все же будем вынуждены несколько обойти вниманием последний (по порядку, но не по значимости) компонент. Дело, естественно, вовсе не в том, что обряд нами относится на окраину научного исследования. Вовсе не так. Причина здесь коренится в невозможности раскрытия полноты существа истин веры путем использования социологических методик. Если такое специализированное исследование и возможно, то только в рамках христианской антропологии. В области же культурной антропологии следует, по нашему мнению, априори констатировать особое отношение человека к религии как пути спасения.
     Потому искренне прошу прощения у всех тех, которых я грешный чем-либо обидел или опечалил; однако написание исследования явилось исключительно из благих намерений рассказать о вновь восстанавливающихся крепких отношениях между современной учащейся молодежью и Церковью, а следовательно поддержать своими скромными и поверхностными размышлениями всех, участвующих в этом конструктивном диалоге.

Исторические предпосылки возникновения вопроса

     Глава 1. Социально-психологические особенности юношеского возраста в Православном учении.

     Прежде чем приступить к обсуждению вопросов на тему "Молодежь и современность", стоит начать с некоторых ключевых моментов; поэтому здесь большую важность приобретает выяснение самого отношения к молодежи в Православной традиции. В теоретическом (и, конечно, практическом) плане для духовной сокровищницы по данному вопросу, пожалуй, наиболее ценным представляется творческое наследие святителя Феофана Затворника. В нашем случае особенно выделить хочется его замечательное "Начертание христианского вероучения"2, труд, в котором обстоятельно и доступно даны весьма важные сведения относительно
     Итак, еп. Феофан последовательно вводит читателя в суть проблемы, выделяя две великие опасности, которыми неизбежно подвергается юноша: одно - по свойству своего возраста, другое - по великим соблазнам в продолжение его.
     Что касается, говоря современным языком науки, возрастных психологических особенностей, то здесь автор дает такое определение указанному периоду "реки жизни нашей" - вскипение телесно-духовной жизни. "Тихо живет дитя и отрок, мало быстрых порывов у мужа, почтенные седины склоняются к покою; одна юность кипит жизнью."
     Как видим, еп. Феофан особенно выделяет эту волнистую полосу юности как время, когда необходимо иметь очень твердую опору в море волн. Самая главная опасность здесь кроется в беспорядочности и порывистости движений. В юноше происходит своеобразный бунт против всего прежнего. На первый план выходит культ настоящего: сиюминутные чувства; и только они имеют значение.
     Поэтому и фиксируется такая связь: от того, какими мы вступаем в юношеские лета, много зависит какими мы выходим из них. "Но если он (юноша - Авт.), прежде пробуждения сих сил, связал себя обязательством исповедания и жизни христианской, тогда все возбуждения, как уже вторичные, будут слабее и легче уступать требованию первых, уже потому, что те - старее, прежде испытаны и избраны сердцем, а главное - скреплены обетом."
     Однако, юноши, не желающие держать своего слова или, скажем больше, ни то, что не любящие христианской жизни и истины, но и никогда даже не слышащие о них, подобны дому без ограды, преданному разграблению. Из этого еп. Феофан заключает, что из юности выходит вовсе не единственный порядок людей, но именно: одни - сияющие добротой и благородством, другие - омраченные нечестием и развратом, а третьи - средний класс, смесь добра со злом, коим подобие испорченные часы, которые то идут верно, то бегут или отстают.
     Второй существенный момент в рассуждениях святителя Феофана это разбор свойственных юношескому возрасту влечений, которые могут приобретать большую силу непосредственно в поведении.
     На ценностную ориентацию человека вполне может повлиять отношение к впечатлениям. Юноше хочется испытать все самому, все видеть, все слышать, везде побывать; однако искать можно по-разному. Пример явно негативный, когда настоящей стихией становится развлечение, и юноша хочет усвоить и как бы перенести на себя впечатления других, изведать, что чувствовали, как действовали другие сами по себе. Так образуется склонность к потреблению, на современный лад, продуктов массовой культуры - легкому чтению, всевозможным видам развлечений. Поэтому, по слову еп. Феофана, верный выход здесь очевиден: "Развлечение пусть отклонит трудолюбием, мечтательность- серьезными занятиями под руководством, которому особенно должно быть подчинено чтение, и в выборе книг, и в образе чтения."
     Еще один аспект, связан с процессом межличностного общения, который у еп. Феофана так и обозначен, как "склонность к общению". Исходя из того, что юношеский возраст есть время живых чувств, то возникает и такая благородная потребность как товарищество, дружба и любовь. Но меж тем автор наставляет следующее: "Есть кружки приятельские с очень недобрыми правилами. Склонившись к ним, не заметишь, как объединишься с ними в духе, подобно тому, как незаметно, наполнишься смрадом в смрадном месте."
     Это всего лишь неполный перечень наставлений, актуальных исключительно для юношеского возраста, и все желающие впервые познакомиться с трудом святителя Феофана, с пользой для себя могут приобрести знания о началах христианской жизни и почерпнуть ценные советы как сохранить благодать в период юношества, а потом сознать себя и решиться быть христианином. А насколько важно быть настроенным в воспитании по-христиански сам еп. Феофан говорит так: "Удивительно ли, что так мало спасающихся из неисправно проведших юность?! Этот пример яснее всего показывает, в какой великой опасности находится лицо, не получившее добрых правил в юности и Богу себя заранее не посвятившее."

     Глава 2. "Прошлое" и "настоящее" в контексте взаимодействия молодежной среды с обществом

     Теперь нам следует остановиться на некоторых конкретных фактах, чтобы посмотреть как уже нами приводимые замечания свят. Феофана находят свой отпечаток в истории взаимодействия Церкви и молодежи. Собственно говоря, специальной "историей" это назвать трудно, тем более вводить какую-нибудь периодизацию. Как мы знаем, издревле повелось на Руси, что коллективная память общины консервировала целые сферы деятельности, поведения и мировоззренческие основы, выражающиеся, в том числе и в обрядах предков. Причем стойкость наследственной информации прошлой жизнедеятельности людей связана не только с их зависимостью от природы и стихийных случаев. "Немалую роль в этом случае играют социально-психологические факторы, среди них такие основные механизмы трансляции и актуализации культуры, как интериоризация (в данном случае обрядово-праздничной информации) и причинно-следственные зависимости в восприятии различными группами социальной действительности."3
     Проще говоря, община несла свою функцию в среде подрастающего поколения по передаче знаний и приобщению духу обрядовой практики, в частности, молебнов, установленных миром и приуроченных к определенным дням православных святцев. Объем посвященной данной теме литературы, изданной за последние годы, позволяет нам не останавливаться здесь сколько-нибудь подробно, поэтому идем дальше.
     Речь пойдет о т. н. специальных молодежных христианских организациях - скаутах, соколах, младохристианах, трудовиков и проч., - история которых малоизвестна, так как все, что уготовилось им судьбой появиться до семнадцатого года. "Справедливо утверждать, что история молодежного движения - это и история комсомола, но совершенно несправедливо утверждать обратное: что история комсомола - это и есть история, собственно, молодежного движения."4
     Еще в 1909 г. Председатель Совета министров П. А. Столыпин вместе со своим сыном вступил в молодежную организацию "Союза Русского Сокольства", объединение, практически явившееся первой формой самоорганизации русской молодежи. Организация русских соколов, создававшаяся с целью гармонического развития духа и тела человека в направлении непрестанного совершенствования на пользу своего народа, а через него славянства и всего человечества, была организована, в том числе и в Воронеже.
     Само по себе международное движение соколов было организационно подготовлено еще в конце XIX в. чешским деятелем Милославом Тыршем и задумывалось как всемирный союз молодых славян, основанный на постоянном совершенствовании во благо своего народа. Но, несмотря на панславянский характер движения соколов, в России сюда свободно записывались представители различных этнических групп. Повсеместно молодые скауты ходили в походы, ночевали у костра, занимались физкультурой, посещали церковь и - учились.
     Непременно почтительное отношение к "святому" роднит скаутов с другой молодежной организацией России - Российским Христианским обществом. Общество всеми силами пропагандировало христианские ценности в светской жизни, в его работе в качестве попечителей принимали участие лучшие русские философы того времени. Для нас здесь важно отметить, что Общество принимало участие в благотворительных вечерах.

     Глава 3.Современное положение православной молодежи в городе Воронеже.

     В предыдущей главе нами были сделаны некоторого рода сопоставления частного характера. Почему же именно частного? Да, мы можем говорить, что в царской России быт был настолько пронизан обычаями, связанными с церковной жизнью, что для молодых людей нельзя было не заметить церковных праздников, церковного календаря, церковного освящения событий семейной жизни. Многими свидетелями в своих мемуарах отмечалось, что "в те времена было много храмов, они были частью окружающей жизни, в которых шла своя, торжественная жизнь".5 Но вместе, теми же авторами отмечалось и то, что этот быт, эти обычаи далеко не всегда соответствовали своему духовному смыслу и содержанию, много было и суеверия, много поверхностного, неискреннего, многие "не горели" к вере.
     Дальше мы могли бы коснуться и того, что "поехать в церковь" - это как бы особое событие сейчас, а не часть общей жизни. Безусловно, все так. Другой вопрос, будут ли подобные общие сопоставления полезны для нашего исследования, будут ли они согласовываться с заявленными нами целями? Наверное, не совсем. И дело тут вовсе не в сложностях интерпретаций событий, дело в том, на чем именно сделать свой выбор (исследовательское поле).
     Как нам представляется, наиболее актуальным будет освещение именно позитивных моментов, характеризующих духовную преемственность традиций. И более насущным представляется, если сделать акцент именно на оставшиеся символические вехи, которые могут действительно помочь молодому поколению ощутить реальность религиозных ценностей. "Ошибки недавнего прошлого, - наставляет еп. Савва в своей статье6, - недостаток средств и многие другие проблемы не должны останавливать нас. Мы должны уметь извлекать уроки из пережитого, учитывать исторический опыт, тогда любые испытания окажутся для нас школой возрождения и обновления. Если же мы не направим воспитание по верному нравственному патриотическому пути, не возродим в молодом поколении стремление к высоким идеалам, то весьма вероятно, что нас могут ждать большие потрясения."
     Эту опасность отчетливо понимают в молодежном отделе Воронежско-Борисоглебской епархии, и то, что нет задачи более важной и животрепещущей, чем воспитание и спасение молодого поколения. На решение ее рассчитано и направление деятельности отдела: методическая и информационная служба, служба связи со СМИ, издательская служба, представительство в Internet, образовательная и педагогическая служба, молодежные строительные отряды, православный семейный центр "Православная семья", служба по связям с государственными и общественными организациями. Еще отдел, по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия выпускает собственный молодежный журнал "Молодежь и современность".
     До сих пор мы говорили о некоторых, скажем так, официальных моментах, настало время перейти к примерам. Но предварить это описание хочется словами указанием митр. Смоленского и Калининградского Кирилла7 : "Внебогослужебные собрания с православной молодежью способны привнести христианские идеи и ценности в жизнь молодого человека, вовлечь его в процесс познания и осмысления христианского наследия, если, конечно, духовным наставником и их помощникам удастся избежать однообразия, формализма, статики. Не обязательно сидеть на одном месте- можно вместе отправиться, например, в недалекое паломничество. Можно попить чаю или напечь блинов, вместе поиграть в мяч и послушать музыку. Иными словами, от нас требуется гибкость и даже изобретательность в работе с молодежью. <…>
     …Мы должны иметь моральное право заявить: "Защищая свое исконное славянское богослужение, сберегая свою драгоценную литургическую традицию для грядущих поколений православных христиан, Церковь не остается нечувствительной к проблеме тех, кому эту традицию и это богослужение пока трудно принять." К ним она обращается специально со словами изъяснения и толкования в братском внебогослужебном общении."

Социологический раздел: характеристика ценностных ориентаций.

"Православие и молодежь" в вопросе сохранения духовной Традиции народа.

     Вопрос о малых социальных группах, члены которых вступают в прямой контакт с целью сохранения и передачи Традиции остается до сих пор малоизученным. Между тем именно контактные группы (молодежные кружки) непосредственно осуществляют включение личности в общественную жизнь, хотя действуют при этом лишь как части больших общностей (приходов).
     Восполняя этот пробел, нами были проведены исследования (срок проведения: ноябрь-декабрь 2004 г.) и накоплен обширный конкретный материал - архивные и полевые сборы, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот. В выборку была включена молодежная группа, существующая при Воскресенском храме(которой и принадлежит данный сайт).
     Небольшая справка: занятия для всех желающих (в основном это учащиеся воронежских вузов и школ) проходят в здании воскресной школы по воскресеньям с 12 до 14 часов с перерывом "на чай". В программе обучения, разработанной преподавателем о. Виктором (Паниным), в этом учебном году заявлено (и реализуется) изучение Св. Писания, Литургика, История РПЦ, Сектоведение. Сама молодежь активно участвует во всевозможных мероприятиях, в работе по выпуску Православных печатных изданий, паломничество.
     Как и любой другой метод в рамках культурно-антропологического исследования, метод глубинного опроса имеет свои достоинства и недостатки. Так как в интервью принимало участие 15 респондентов, то результаты исследования отражают мнения лишь определенных групп людей и не могут считаться репрезентативными и распространяться на все подобные социальные группы в целом. Однако такие методы полезно использовать для понимания поступков людей, выработки новых идей, они позволяют посмотреть на различные проблемы с новой точки зрения.
     По-новому посмотрев на вопрос "Что вы ожидали от обучения в Православной молодёжной группе?", мы пришли к интересным выводам. Как оказалось, наиболее популярным ответом оказалось желание именно духовного общения среди сверстников - 47%. В чем здесь особенность такого стремления? За помощью в комментариях обратимся к очень хорошему специалисту, архиеп. Сергию (Королеву) и приведем здесь несколько слов из его "Духовной жизни в миру", касающихся подвига общения:
     "Мы живем каждый день и каждый день общаемся с теми или иными людьми. Общаясь друг с другом, мы можем раскрыть себя или в худшую или в лучшую сторону. <…> Особенно надо подчеркнуть значение последнего: помогая другим открыть себя, мы сами открываемся себе в последней глубине. Этим именно и полезно общение с другими людьми: оно является для нас школой нашего спасения, школой нашего духовного напряжения, избегать же общения с людьми для христианина не всегда полезно.
     …Когда мы пребываем в добром общении с людьми, мы освещаемся искорками света, уносим с собой что-то невидимое, чем и живем. Господь посылает нас в мир, чтобы выявлять свои богатства. Если по крупинкам собираем открытое нам добро и свет, то и это уже будет много. <…>
     …Надо уметь освещать наши взаимоотношения светом Христовой истины, чтобы они приносили нам благо. Отыскивая общее нам божеское, мы становимся соработниками Божьими на земле. <…>"8

Таблица 1.1.

Что вы ожидали от обучения в Православной молодежной группе?

Причина%
Учеба- это радость, интерес в склонности к большим познаниям в данной области36
Учеба- это польза, которую можно приобрести для основной специальности5
Доступность и возможность посещать в свободное время (досуг)12
Наличие духовного общения среди сверстников47
Затрудняюсь ответить0

     Помимо прочего, отметим и такую немаловажную деталь: если при ответе на этот вопрос "учебу как пользу" отметило всего 5%, то вариант "учебы как радости" выбрало 36%. В этих цифрах попробуем разобраться исходя из книги митр. Вениамина (Федченкова) "О вере, неверии и сомнении":
     "Совершенно верно говорится, что Церковь - мать, воспитательница: не только духовно-благодатно, через таинства, - но даже и душевно (психологически)- через весь свой богослужебно-просветительский строй. <…>
     …Свидетельствую, что, я, тысячи раз читая Евангелие, - "видел", могу сказать, те события, которые совершались на этой "Святой земле". <…> А особенно меня всегда и доселе радовали и укрепляли тысячи деталей, разбросанных тут и там по всем Евангелиям. <…> И просто не оставалось никакого сомнения в несомненной достоверности всего описанного; и если бы я не принимал его, то я должен бы был или с ума сойти, или говорить против очевидного. <…> А мы радуемся. Мы через эту достоверность растем "от веры в веру".
     … "Слово Божие", однако не в одном лишь Писании вмещается; оно выражается и в других видах откровения, я разумею жития святых, творения святых отцов, постановления Соборов, богослужебные книги. Это все православная душа принимает, высоко чтит и из всего извлекает пользу и укрепление веры. Да и как иначе? <…>
     …Таков второй путь веры - откровение через Св. Писание и Св. Предание. По существу, и первый путь "детской веры" получен был тоже через Откровение "по преданию": от родителей и учителей. Но в обоих их, а в особенности в первом периоде "простой веры", важное место занимало, как мы постоянно отмечали еще и наше сердце: оно легко и радостно воспринимало веру и доводы в пользу ее и, наоборот, отталкиваясь от неверия и искушений его".9
     Думается, следующий абзац может к тому же объяснить и 12 процентов ответа *в) - досуг. "Кто хочет (даже еще не творит, а лишь "хочет" …как мало требуется, но именно это хотение и изволение и требуется вначале) "творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно" (Ин. 7,17). Это одно "хотение" уже показывает сродство хотящего с желанием. <…> Подобное тянется к подобному. Уже хотение есть начало "понимания". Хотение есть влечение единению с желанием, - хотя бы еще и "инстинктивно"."
     Как бы то ни было, переходим к следующему вопросу, логически вытекающему из предыдущего, ибо самыми распространенными ответами оказались именно те, которых и следовало ожидать. Когда обучение воспринимается как "радость от получения знаний и общения", принципиальной неудовлетворенности быть не может. Общее позитивное отношение на фоне "0%"- в графе отрицательных ответов, говорит о явном желании (не путать с необходимостью) продолжать обучение.

Диаграмма 1.2.

В какой мере вы удовлетворены процессом обучения в целом?

Диаграмма значений

     Единственно, что еще можно здесь добавить, это слова архиеп. Верейского Евгения: "В этой связи, мы не должны быть удовлетворены лишь знанием, что молодежь ходит в церковь. Действительно, отчасти это так. Нам надо спросить, что они несут туда, что выносят из церкви, и если они не воспринимают Православие всей своей жизнью, тогда напрасно говорить, что они находятся в Церкви."10
     В нашем случае очевидно одно, что несут они туда радость надежды и получают духовное удовлетворение (31%). Потому нет никаких намеков на какие-либо перемены, трансформацию в занятиях, но отношение к учебе всецело как к тому, что принято называть, "религиозным ростом", "возрастанием жизни в Боге" (пожалуй, этим и объясняются остальные 53% и 16% соответственно).
     Так мы приходим к заключению, что при условии общего настоящего дела, в процессе диалога, на уровне приходских кружков осуществляется по-настоящему деятельная функция в воспроизводстве Православной Традиции. Выполнение такой задачи снимает сразу все противоречия, которые могли бы послужить обособлению (консервированию) молодежного движения в своем мире.
     В этом общецерковном движении на пути к преодолению "молодежного раскола" важно объединить положительный опыт всех приходов. Причем, как это отмечалось ни один раз опытными людьми, Православию изначально присущи и соборные, и вместе с тем и личные начала. То есть организация и взаимодействие подобных объединений на соборных началах не подразумевает ни в коем случае превращение людей в стадо баранов (обывательский миф), но всецело призвано соединять воедино овец Божиих. Именно здесь значение приобретает то личное и живое, что присуще каждой человеческой душе.
     Потому стоит, на наш взгляд, прислушаться к словам русского религиозного писателя В. Розанова, который в свое время дал такой совет юношеству: "Кто есть кормилец твой, - кто прокормляет тебя, питает, - и после Бога и родителей есть "всё для тебя" - тому не лукаво отдай душу свою. <…> И вот этот совет мой тебе- есть первый социологический совет, какой ты читаешь в книжках. Первый совет о "социальной связности". Тебе раньше (диссоциальные писатели) всё предлагали на разбой и плутовство. <…> Но ты, читатель, будь крепок духом. И помни: жизнь есть дом. А дом должен быть тепел, удобен и кругл. Работай над "круглым домом", и Бог тебя не оставит на небесах. Он не забудет птички, которая вьет гнездо."

     В заключении нам лишь остается повторить пожелание известного русского писателя И. Шмелева, адресованное русской молодежи: "Идите с Богом, Россия будет! Вы для Нее живете, для Нее страдали, и Ее вы получите в награду и в работу, воссоздадите, укрепите, - и сумеете защитить, вы добрая, сильная, славная наша молодежь!"11


Библиография

     1Божий мир. (Православный журнал для детей и юношества).- 2004. № 4.- С. 4- 8.

     2еп. Феофан. Начертанiя христiанскаго нравоученiя.- М.,- 1899.- С. 48- 68.
     Святитель Феофан, Затворник Вышенский (E 1894) - в миру Георгий Говоров - магистр Богословия, Архимандрит Иерусалимской миссии, еп. Владимирский. В 1867 г. удалился на покой и жил в затворе в Вышенской пустыни, проводя время в молитве и составлении трудов религиозно-нравственного содержания. Св. Феофан причислен к лику святых РПЦ на Поместном Соборе 1988 г.

     3Русские: семейный и общественный быт.- М.,- 1989.- С. 48- 49.

     4Деркаченко П. Русское молодежное движение и советский комсомол// Русскiй мiръ,- 2003.- № 3.- С. 30- 64.

     5Куломзина С. С. Что значит молиться Богу? Статьи и доклады. М., 2002.- С. 19- 20.

     6Еп. Савва. Молодежное служение Русской Православной Церкви в русской армии// Русский мир.- с. 117- 120.

     7Митр. Кирилл. Быть религиозным человеком в молодые годы есть свидетельство духовной озаренности// Русский мир.- С. 96- 108.

     8Архиеп. Сергий (Королев). Духовная жизнь в миру.- М., 2003.- С. 51- 63.

     9Митр. Вениамин (Федченков). Детская вера/ О вере, неверии и сомнении. М., 1992.- С. 16-83.

     10Архиеп. Верейский Евгений. Вернуть молодежь на путь Веры// Русский мир.- С. 109- 112.

     11Шмелев И. С. Письма к русской молодежи// Русский мир.- С. 148.


<< НАЗАД
Hosted by uCoz